Главная » Экология » Обращение с ТКО. Какие меры принимают для решения проблемы мусора и свалок?

Обращение с ТКО. Какие меры принимают для решения проблемы мусора и свалок?

На установочном заседании рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Экология и природные ресурсы» одним из основных вопросов снова стал мусор.

Вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами занимают сегодня важное место во многих экологических проектах и в общей концепции развития государства. Естественно, что такая тема не могла остаться в стороне и от совещания рабочей группы Госсовета по экологии. «Самые важные и действительно ключевые сложные мероприятия, которые нам предстоит выполнить в рамках нацпроекта текущего года, это конечно мероприятия по реализации федерального проекта «Чистый воздух» и мероприятия по реализации проекта по ТКО. Это важнейшие комплексные проекты, которые включают в себя целый набор задач.

По проекту, связанному в первую очередь с разворачиванием комплексной системы по обращению с ТКО можно сказать, что несколько федеральных проектов направлено на решение этой задачи. На Федеральный проект «Чистая страна», по которому планируется ликвидировать несколько десятков свалок, в прошлом году уже выделились деньги. Но это только часть работы, вторая часть — не только убрать, то, что уже намусорено, но и создать систему, при которой все меньше мусора двинется на свалки, это завязано в первую очередь на создании специального игрока в этой сфере — инструмента развития, центра компетенции в лице публично-правовой компании «Российский экологический оператор». В отношении этого хочу доложить, что необходимые уставные документы и решение о создании в настоящий момент внесены в Правительство. В ближайшее время ожидаем, что эта структура выйдет непосредственно на выполнение своих обязанностей. И первая контрольная точка в части ТКО — это создание единой федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами» — заявил первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов, когда докладывал о полной готовности Минприроды к реализации нацпроекта «Экология».

Отдельно он коснулся направления «Внедрение наилучших доступных технологий» и отметил, что если все-таки будут выработаны меры стимулирования, которые ускорят переход на НДТ и обеспечат реализацию этого ключевого проекта, то все показатели по всем направлениям национального проекта с большой вероятностью будут выполнены.

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, участвующий в совещании в качестве председателя заседания, также обозначил данное направление как особо важное, так как качество внедрения наилучших доступных технологий влияет на повышение качества окружающей среды. Он отметил, что темпы набраны в рабочей группе достаточно высокие и что сейчас необходимо в кратчайшие сроки организовать экспертное сообщество по всем направлениям работы группы.

Альбина Дударева, председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды, которая вошла в состав рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Экология и природные ресурсы», указала на необходимость вовлечения общественных организаций, общественных палат и экспертов в работу, которую предстоит сделать в рамках рабочей группы: «За две недели члены рабочих групп подготовят свои предложения. Следующее заседание состоится в марте. По ТКО — Общественная палата РФ передала свои наработки по аудиту отрасли обращения с отходами, документы были переданы рабочей группе Госсовета. Общественники готовы помогать формировать сегодня предложения для Госсовета, в том числе аналитические документы по реформе отрасли обращения с отходами».

В состав рабочей группы вошли руководители и представители субъектов Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, представители экспертных организаций и объединений, представители Администрации Президента РФ.

Рабочие группы

В рамках заседания утвердили руководителей направлений (подгрупп) рабочей группы:

  • Глеб Никитин возглавил подгруппу по формированию комплексной системы обращения с ТКО в субъектах Российской Федерации, ликвидации накопленного вреда и формированию системы обращения с отходами 1 и 2 класса опасности.
  • Направлением по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и создание системы мониторинг будет руководить Олег Кувшинников, Губернатор Вологодской области.
  • Направлением по повышению качества питьевой воды — Владимир Владимиров, Губернатор Ставропольского края.
  • Направлением по экологической реабилитации водных объектов — Алексей Цыденов, Глава Республики Бурятия.
  • Направлением по внедрению наилучших доступных технологий — Игорь Артамонов, врио главы администрации Липецкой области.
  • Подгруппу по сохранению биологического разнообразия, ООПТ, экотуризму и лесовосстановлению возглавил Артур Парфенчиков, глава Республики Карелия.

Участники рабочей группы обсудили вопросы подготовки к расширенному заседанию Президиума Государственного совета Российской Федерации, которое состоится в марте этого года, и рассмотрели концепцию Доклада Рабочей группы по направлению «Экология и природные ресурсы».

Доклад направлен на анализ текущей ситуации в экологической сфере по различным направлениям, а также исследование предпринимаемых органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по решению экологических проблем в соответствии с целевыми показателями, которые необходимо достигнуть в рамках национального проекта «Экология».

Например, по направлению «Формирование комплексной системы обращения с ТКО в субъектах Российской Федерации, ликвидация накопленного вреда, формирование системы обращения с отходами I и II класса опасности» предлагается:

  • описать текущую ситуацию в сфере обращения с отходами, в т.ч. в прошлые периоды (система работы с ТКО, статистика, проблемы);
  • описать систему мероприятий в рамках национального проекта «Экология» и указать реализованные к моменту доклада мероприятия и их результаты;
  • проанализировать отдельные примеры проектов, как реализованных, так и разработанных;
  • описать текущую активность предприятий, а также сделать прогноз их вовлеченности;
  • привести обзор лучших практик ликвидации наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде с описанием технологических решений;
  • сформулировать основные проблемы, риски и пути их решения на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • описать концепцию создания инфраструктуры для обращения с отходами I-II классов опасности.

В концепции Доклада также прописаны и предложения по структуре доклада по остальным направления.

В рамках реализации национального проекта «Экология» для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации будет использоваться показатель «Качество окружающей среды». На заседании обсудили методику расчета этого показателя и оценили некоторые предложения по методике.

В начале февраля Минприроды РФ представило проект разработанной методики для оценки эффективности работы российских губернаторов над качеством окружающей среды, в котором отмечается, что в настоящее время рассматривается проект методики расчёта показателя «Качество окружающей среды». Он является интегральным и рассчитывается на основе двух критериев. Это степень достижения установленных для субъектов основных показателей федеральных проектов в составе нацпроекта «Экология» и степень эффективности использования средств в рамках реализации национального проекта на территории субъекта. Однако, по мнению экспертов, при таком подходе показатель не будет отражать реальное улучшение состояния окружающей среды, а лишь позволит оценить качество администрирования природоохранных мероприятий в регионах.

Предлагается дополнить методику показателями, которые отражали бы сложность выполнения мероприятий и учитывали вклад отдельных субъектов в достижение показателей федерального проекта в целом. Это позволит избежать несправедливости в тех ситуациях, когда одним субъектом могут быть реализованы, к примеру, два-три «незначительных» природоохранных мероприятия, а другой выполнит один «амбициозный проект, имеющий намного больший экологический эффект», при этом его деятельность будет оценена ниже из-за меньшего количества мероприятий без учета их сложности.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

Яндекс.Метрика